Городская профессия: Оформитель афиш цирка Владивостока

54-летний художник Виктор Серов — о деле своей жизни.

Оформитель владивостокского цирка называет себя «последним из могикан». Член Союза художников России, преподаватель народной студии в Доме культуры железнодорожников, Виктор Серов уже более пятнадцати лет рисует афиши для цирка. Считает, что рисованные плакаты — честнее, эмоциональнее и обладают живой энергетикой.
"...Раньше художники-оформители были очень востребованы. В СССР на каждом предприятии был такой специалист, который и плакаты писал и «доски почета» оформлял. Потом началась перестройка, и профессия стала отмирать..."
Мастерская художника похожа на музей странных сочетаний. Раритетный магнитофон с бобинами, несколько бюстов Ленина, большая голова китайского дракона, автопортрет триддцатилетней давности на зеркале — все это сочетается с рисованными кистью афишами цирка, прислоненными к стене.

Раньше художники-оформители были очень востребованы. В СССР на каждом предприятии был такой специалист, который и плакаты писал и «доски почета» оформлял. Потом началась перестройка, и профессия стала отмирать. С появлением компьютерного дизайна, я остался фактически единственным художником в городе, рисующим плакаты кистью и краской. Вообще считаю, что дизайнер должен быть художником, а компьютер призван в этом смысле лишь помогать ему.

Сейчас афиша цирка — это 12 фанерных щитов, каждый размером 2 на 2 метра. Изображение наносится гуашью или водоэмульсионной краской, в которые я добавляю акрил и ПВА, чтобы афиша провисела до двух месяцев. И в снег, и в дождь. Однажды я забыл в черную краску положить клей. Полил дождь, и все смыло. Пришлось снимать щиты по одному и реставрировать изображения.

Для коммерческих программ печатают большие баннеры, а афиши для государственных программ рисую я. Я благодарен цирку за эту возможность. Несмотря на то, что баннер в пятьдесят квадратных метров стоит около 20 тысяч рублей, а рисованная афиша — 10–12 тысяч, баннеры выходят эмоционально дешевле. За границей наружная реклама, сделанная на компьютере, уже считается дурным тоном. Мы пока только идем к этому.

Мои любимые художники — старые мастера из Голландии. Импрессионизм мне очень близок, но сам пишу в разных направлениях.
"...Зато мои афиши к кинолентам пару раз воровали. В начале 90-х годов я рисовал для кинотеатра «Космос» (теперь «Галактика»). На экраны вышел фильм с участием Шварценеггера. Вечером афишу повесили, утром не нашли ее на месте..."
Создание афиши — абсолютно творческий процесс. У каждой программы есть свой образ. Так, афишу «Планеты хищников» я пишу в красно-черно-желтых тонах. Раньше на моих плакатах было больше рисунков. Например, в конце 90-х годов я написал афишу к программе «Суматранские тигры». Естественно, нарисовал тигров. Это была моя первая работа в цирке. Теперь перешел на шрифты, чтобы название программы было видно издалека.

Продажа билетов на представление начинается уже после того, как на фасаде появляется реклама. Оперативность в этом смысле очень важна. Мне требуется три дня для создания афиши. Щиты грунтуются, и накладывается новый слой краски. В год я делаю до восьми афиш.

Рисованные афиши редко подвергаются актам вандализма. Не из-за уважения к искусству, а из-за их неудобного расположения. Афиша цирка висит достаточно высоко, над кассами. Зато мои афиши к кинолентам пару раз воровали. В начале 90-х годов я рисовал для кинотеатра «Космос» (теперь «Галактика»). На экраны вышел фильм с участием Шварценеггера. Вечером афишу повесили, утром не нашли ее на месте.

Сейчас обсуждается вопрос обновления владивостокского цирка. Думаю, что реставрация здания никак не повлияет на присутствие на фасаде рисованных афиш. Возможно, поменяется формат, и они станут чуть меньше.

08 мая 2013 г.
Владивосток 3000

текст: Наталья Фирцикова
фото: Дарья Климова
© Victor Serov - Виктор Серов

Все работы защищены законом об авторских правах.
При использовании необходимо указывать имя художника и источник.
За дополнительной информацией обращайтесь по указанным контактам.
rserova@gmail.com
Made on
Tilda